головнановинипошукредакціяконтакти
пошук по сайту
К некоторым вопросам эстетики Жана Поля Сартра
Автор: Шервашидзе Гулико
кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии Батумского государственного университета имени Шота Руставели

К некоторым вопросам эстетики Жана Поля Сартра

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения французского экзистенциалиста философа, литератора, критика и драматурга Жана Поля Сартра.
Традиционно его юбилеи отмечались значительными изданиями. Более того, весь XX век французы объявили веком Сартра. Один из номеров журнала "Эпоха", издаваемого в Париже, был посвящен его жизни и философско-литературной деятельности, и в нем французские интеллектуалы прямо объявили, что "они сартрианцы" [7,3].
О Сартре пишут как о творце, выразителе душ и чаяний интеллигенции, активно участвовавшем в идеологическом процессе, направленном против холодной войны, поддержавшем своей концепцией развал колониальной системы, блестящем дидактике, без которого невозможно представить европейскую культуру второй половины XX века.
Сартр является одним из виднейших представителей французской феноменологии, утвердившим философский роман нового типа, с его именем связано создание европейского интеллектуального театра. Вместе с тем, эстетика Сартра, несмотря на то, что она не была создана в "чистом виде", является особо ценным приобретением сферы эстетической мысли. Основой философии и эстетики Сартра является категория воображения. Если восприятие и даёт отражение актуальной объективной действительности, а память выполняет роль ее синтезатора, то воображение разрушает границы реальности и создает новую действительность.
В работах "Воображение" (1936) и "Воображаемое" (1940) Сартр рассматривает феномен воображения как средство отрыва сознания от мира. Творческий процесс невозможен вне воображения. Воображение способствует творческому восстановлению существующих в памяти представлений и впечатлений, найти которые, по Сартру, очень легко: "дело было не в воображении, я не придумывал все эти ужасы, а находил их, как и остальное, в своей памяти" (2, 367), – пишет Сартр.
Воображаемый мир, в котором "живут художественные образы", представляет своеобразный антимир. По Сартру, сознание как бы реализует в воображении собственную свободу. Исходя из этого, Сартр указывает на трудности воображения, заключающиеся в том, что оно не играет словами, а направляется к несуществующим предметам.
В структуру образа Сартр вносит эффективность, которая делает принципиально невозможным абсолютную чистоту образа. Движение сознания от призрака к образу, от картины к образу означает не две реальности, а лишь символическое движение. Главной функцией образа является его символичность.
Сартр считает, что истинный творец в совершенстве проявляет себя лишь на свободе. Писатель ежедневно делает выбор, обязательным принципом которого должна быть тотальная свобода. Эта свобода должна жить в художественных образах, романах, пьесах, эссе. Симпатии Сартра на стороне тех персонажей, которые свободно и самостоятельно определяют свои цели. В лице Ореста (в пьесе "Мухи") он стремится показать трагедию свободы: "Я хочу быть человеком, откуда-нибудь, человеком среди людей, я свободен, свобода ударила в меня как молния, я совершил своё дело. Доброе дело. Я понесу его на плечах, как путник, переходя реку вброд, переносит на своих плечах ребенка, я за него в ответе. И чем тяжелее будет нести, тем радостней, потому что в ней моя свобода" [3, 239].
Закон свободы Сартра с самого начала был обращен к свободе других людей. Главной целью художественного произведения он считал собственно свободу, вместе с тем полагая, что литература, ведущая к политической и социальной свободе, служит этическому спасению, однако позже он понял, что спасение человека зависит не только от "слов" и "литературы", но и от демократического преобразования общества. Философ подчеркивал, что искусство лишь тогда сможет принять участив в демократических преобразованиях, когда освободится от пропагандистской, вульгарной литературы, которая, являясь составной частью массовой культуры, может удовлетворить лишь низменные потребности "темной" толпы. Сартр считал, что для восприятия настоящего, истинного искусства необходимы подготовка и возвышение человека до уровня высокого искусства и литературы. Эта мысль обоснована в автографическом романе "Слова", где на примере собственного опыта он показал эффект воздействия и значение книг, кино, музыки и других видов искусства в процессе формирования будущих творцов, интеллигентно и эстетически воспитанно...


Звернутися до повного тексту статті  |  Звернутися до версії для друку

Скачати файл в форматі PDF
Оцінка змісту статті:
Ваша суспільна належність:
Архів
Новини
Увага! Щоби дізнатися, які статті з'являться наступного тижня, натисни тут.
Опитування
Як Ви оцінюєте наш сайт?



LiveInternet