головнановинипошукредакціяконтакти
     Рік: 2013   Число: #4(48)
пошук по сайту
Петькун Світлана - Феномен мови як інтегратор соціокультурного простору в умовах глобалізації

У статті розглядається проблема впливу феномену мови на всі сфери соціального буття. Переважна більшість першочергових завдань, які постають перед суспільством, є невіддільними від успіхів у вирішенні питань соціокультурного простору.
Загальнолюдське не існує за межами нації, яка, залучаючи людину до людства, акумулює його досвід у своїй специфічній практиці. Мова запобігає втраті національної ідентифікації, постає формою самовираження народу. Феномен мови залишається фактом цивілізаційного увиразнення і неспростовно доводить, що при посиленні глобальної взаємозалежності людської спільноти світ був, є і буде багатоманітним, а існування безлічі людей на планеті, як і за минулих часів, буде нерозривно пов’язане з поняттями національної культури і чітких національних орієнтирів у всіх сферах життя.
Ключові слова: культурна ідентичність, національна культура, історичний поступ, національна мова, етнос, глобалізаційний простір, соціокультурна діяльність, суспільство, цивілізація.

Феномен языка как интегратор социокультурного пространства в условиях глобали­зации
Аннотация.
В статье рассматривается проблема влияния феномена языка на все сферы социального бытия. Подавляющее большинство первоочередных задач, стоящих перед обществом, неотделимы от успехов в решении вопросов социокультурного пространства.
Общечеловеческое не существует за пределами нации, которая, привлекая человека к человечеству, аккумулирует его опыт в своей специфической практике. Язык предотвращает потерю национальной идентификации, является формой самовыражения народа. Феномен языка остается фактом цивилизационной выразительности и неопровержимо доказывает, что при усилении глобальной взаимозависимости человеческого сообщества мир был, есть и будет многообразным, а существование множества людей на планете, как и в былые времена, будет неразрывно связано с понятиями национальной культуры и четких национальных ориентиров во всех сферах жизни.
Ключевые слова: культурная идентичность, национальная культура, исторический прогресс, национальный язык, этнос, глобализационное пространство, социокультурная деятельность, общество, цивилизация.

Language Phenomenon as Integrator of Social and Cultural Space in the Age of Globalization
Annotation.
The article is devoted to the problem of influence of language phenomenon on all spheres of social life. Majority of goals the society meets are connected with successful solution of questions of social and cultural space. Nation involves human in society and accumulates universal experience in its specific practice. Language is a form of national expression which prevents loss of national identity. Language phenomenon remains a factor of civilization emphasis and proves that with strengthening of global interdependence of human society the world existed, still exists and will exist in various forms and human existence will be closely connected with national culture and strict landmarks in all life spheres.
Key words: cultural identity, national culture, historical development, national language, social and cultural activity, society, civilization.

читати далі »

Смольницька Ольга - Аналіз літературного контенту в навчально-методичній літературі з української мови для 10–11 класів

У статті розглядається літературний контент художньої літератури (нариси про письменників, художні тексти), репрезентований у сучасному підручнику з української мови для 11 класу (за редакцією М. Пентилюк та ін.) і практичних довідниках, конспектах уроків, посібниках для вчителів української мови в 10–11 класах та студентів філологічних факультетів. Простежено відповідність наповнення підручників та запитів конкретних вікових груп учнів; основна увага приділяється суголосності підручникового матеріалу та специфіки розвитку сучасного українського письменства. Здійснено порівняння посібників для навчальних закладів із навчанням українською та російською мовами. Звернено увагу на тестові завдання. Наголошується на індивідуальному підході, застосуванні здобутків психології. З’ясовано специфіку видань, повторюваність згаданих літературних персоналій.
Ключові слова: українознавство, українська мова, література, підручник, довідник, літературна постать, культура, мистецтво, учнівська психологія.

Анализ литературного контента в учебно-методической литературе по украинскому языку для 10–11 классов
Аннотация.
В статье рассматриваются литературные персоналии и тексты художественной литературы, представленные в современном учебнике по украинскому языку для 11 класса (под редакцией М. Пентилюк и др.) и практических справочниках, конспектах уроков, пособиях для учителей украинского языка в 10–11 классах, а также студентов филологических факультетов. Исследована связь данного учебника и других изданий с современной украинской литературой и в соответствии с возрастом учеников. Сравниваются пособия для школ с украинским и русским языками обучения. Обращено внимание на тестовые задания. Отмечается индивидуальный подход, применение достижений психологии. Выяснены специфика изданий, повторяемость упомянутых литературных персоналий.
Ключевые слова: украинознавство, украинский язык, литература, учебник, справочник, литературная личность, культура, искусство, психология учащихся.

Analysis of Literary Content in Methodological Literature on Ukrainian Language for 10–11 Forms
Annotation.
The article is devoted to analysis of literary content of literary texts presented in modern textbooks on Ukrainian language for 11 form (edited by M. Pentylyuk and others) and practical handbooks, lesson notes, guides for Ukrainian language teachers in 10–11 forms and students of philology departments. Author examined accordance of content of textbooks and demands of students of different age groups; main attention is paid to harmony of the content and specific character of development of modern Ukrainian literature. Author analyzed textbooks for educational institutions with Ukrainian and Russian languages of study, made accent of individual approach and applying of researches of psychology. In the article specific features and frequency of mentioned literary persons are determined.
Key words: Ukrainian studies, Ukrainian language, literature, textbook, notebook, literary figure, culture, art, pupils psychology.

читати далі »

Гулай Альона - Формування мовної особистості школяра на матеріалах історичного контенту журналу «Диво­слово»

У статті представлений комплексний аналіз навчально-методичних матеріалів журналу «Дивослово». Вивчення змістового наповнення часопису здійснювалося з метою дослідження історичного контенту та його репрезентації в навчально-методичному комплекті розробок з української мови в рубриці «Методика викладання мови й літератури». Матеріалом для дослідження історичного контенту слугували розробки інтегрованих уроків з української мови та позакласні виховні заходи, виконані старшими вчителями загальноосвітніх навчальних закладів та доцентами ВНЗ. За результатами вивчення змістового наповнення часопису «Дивослово» зроб­лена спроба класифікації історичного контенту на такі групи, як власне історія, історія українського письменства, історія культури, фольклорна традиція, історія книгодрукування.
Наголошується на важливості залучення історичного контенту вчителями-практиками до навчання на уроках української мови, що сприятиме ефективному освітньо-виховному процесу та формуванню мовної особистості учня.
Ключові слова: історичний контент, українознавство, часопис «Дивослово», навчально-методичний матеріал, методика викладання української мови, мовна особистість, розробки уроків, позакласні виховні заходи.

Формирование языковой личности школьника на материалах исторического контента журнала «Дивослово»
В статье представлен комплексный анализ научно-методических материалов журнала «Дивослово». Изучение смыслового содержания проводилось с целью исследования исторического контента и его репрезентации в научно-методическом комплекте разработок по украинскому языку в рубрике «Методика преподавания языка и литературы». Материалом для исследования исторического контента послужили разработки интегрированных уроков по украинскому языку и внеклассные воспитательные мероприятия, проведенные старшими преподавателями общеобразовательных учебных заведений и доцентами вузов. По результатам изучения смыслового содержания журнала «Дивослово» сделана попытка классификации исторического контента на следующие группы: собственно история, история украинской письменности, история культуры, фольклорная традиция, история книгопечатания.
Подчеркивается важность применения исторического контента учителями-практиками в процессе обучения на уроках украинского языка, которое способствует эффективному образовательно-воспитательному процессу и формированию языковой личности ученика.
Ключевые слова: исторический контент, украинознавство, журнал «Дивослово», учебно-методический материал, методика преподавания украинского языка, языковая личность, разработки уроков, внеклассные воспитательные мероприятия.

Formation of Pupil’s Linguistic Individuality on Materials of Historical Content of Journal «Dyvoslovo»
The article is devoted to complex analysis of teaching and learning aids presented in journal «Dyvoslovo». Author had a purpose to research historic content and its representation in lesson plans on Ukrainian language in column «Methods of Teaching of Ukrainian Language and Literature». Historic content was researched through analysis of plans of integrated lessons in Ukrainian language and out-of school educational activities worked out by senior teachers of secondary schools and docents of higher educational establishments.
It was suggested to divide historic content of journal «Dyvoslovo» into such parts as history, history of Ukrainian literature, history of culture, folk tradition and history of book printing.
Author emphasized importance of engaging of historic content in the Ukrainian language lessons that will provide effective educational process and formation of linguistic individuality of pupils.
Key words: historic content, Ukrainian studies, journal, «Dyvoslovo», teaching and learning aids, methods of teaching of Ukrainian language, linguistic individuality, lesson plans, out-of school educational activities.

читати далі »

Томіленко Людмила - Призабуті номінації в сучасній українській мові

У статті розглянуто процес актуалізації застарілої та штучно віднесеної до пасивного фонду лексики на матеріалі електронної версії Словника української мови в 11 томах. Аналіз здійс­нено на масиві іменників, відібраних для спостереження за допомогою ремарок, що вказують на належність цих іменників до застарілих понять. Виділено основні тематичні групи актуалізованих номінацій, наведено приклади з художніх та публіцистичних текстів Українського національного лінгвістичного корпусу, що підтверджують активне вживання досліджуваних одиниць у сучасному мовленні. Зроблено висновок про причини повернення застарілої (на час створення одинадцятитомного тлумачного словника) лексики до ядра мовної системи.
Ключові слова: актуалізація, застаріла лексика, історизми, ремарки, тлумачний словник, тематичні групи, Український національний лінгвістичний корпус.

Подзабытые номинации в современном украинском языке
В статье рассматривается процесс актуализации устаревшей и искусственно отнесенной к пассивному фонду лексики на материале электронной версии Словаря украинского языка в 11 томах. Анализ выполнен на массиве имен существительных, отобранных для наблюдения при помощи ремарок, идентифицирующих эти существительные как устаревшие понятия. Выделены основные тематические группы актуализированных номинаций, приведены примеры из художественных и публицистических текстов Украинского национального лингвистического корпуса, которые подтверждают активное использование исследуемых единиц в современной речи. Сделан вывод о причинах возвращения устаревшей (на время создания одиннадцатитомного толкового словаря) лексики к ядру языковой системы.
Ключевые слова: актуализация, устаревшая лексика, историзмы, ремарки, толковый словарь, тематические группы, Украинский национальный лингвистический корпус.

Forgotten Nominations in Modern Ukrainian Language
The article describes process of actualization of obsolete vocabulary according to materials of electronic Dictionary of the Ukrainian language in 11 volumes. The analysis was made on the base of nouns defined as obsolete words. Author distinguished main thematic groups, gave examples using literary and feature materials of Ukrainian National Linguistic Corpus which prove active use of the researched units in modern language and made conclusions about reasons of their return to the core of the language system.
Key words: actualization, obsolete words, historicism, remarks, glossary, clustering, Ukrainian National Linguistic Corpus.

читати далі »

Архів
Новини
Увага! Щоби дізнатися, які статті з'являться наступного тижня, натисни тут.
Опитування
Як Ви оцінюєте наш сайт?



LiveInternet